Подарок стих кто написал

Закрыть ... [X]

Романс (от испанского romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин "Романс" возник в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском (романском) языке, рассчитанное на музыкальное исполнение. Распространившись в других странах, термин "романс" стал обозначать вокальный жанр. В некоторых странах романс и песня обозначаются одним словом (нем. died, англ. song).

В России термин "романс" утвердился в начале XIX века. Романс отличается от песни большей детализацией мелодической линии и её связью с поэтическим словом, значительной выразительной ролью инструментального сопровождения. Обычно романсы делятся на следующие жанровые разновидности:

баллада - сюжетно-повествовательная песня на фантастическом, легендарно-историческом или бытовом материале. Для музыки баллад характерны краткость в изложении событий и наличие драматической развязки;

элегия - лирическая песнь - размышление;

баркарола - первоначально - песня венецианских гондольеров, музыкальный размер, как правило 6/8, характер музыки - танцевальный; и др.

Развитие романса как синтетического музыкально-поэтического жанра началось в России со 2-й половины XVIII века. Так называемая "Российская песня" пришла на смену канту. Российской песней назывались произведения для голоса с инструментальным сопровождением, написанные на русские поэтические тексты, преимущественно в куплетно-строфической форме. Лирические по содержанию, " российские песни" предшествовали русскому романсу. Они создавались на стихи известных в то время поэтов - А.П.Сумарокова, Г.Д.Державина, И.И.Дмитриева. и др.

В XIX веке романс становился одним из ведущих вокальных жанров, отражая характерную для эпохи романтизма тенденцию - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психологических нюансах. В России формируются национальные вокальные школы (М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов).

Наряду с камерной вокальной классикой в XIX веке возникает и так называемый бытовой романс, стилистически близкий песне и рассчитанный на певцов - любителей (А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилёв, П.П. Булахов, А.И. Дюбюк). Творчество мастеров русского романса развивалось параллельно с поэтическими направлениями. Особенно тесно связаны творческие пути русских композиторов этой эпохи с творчеством А.С. Пушкина. Темы, образы, сюжеты, мысли и чувства А.С. Пушкина - источники глубокого содержательного и значительного по объёму вокального творчества подарок русских композиторов - классиков. Они волновали ряд музыкальных поколений, побуждали к созданию совершенных образов романса, музыкальной драмы и лирики. С той же силой они волнуют и наших современников.P1060425

Музыка в жизни и поэзии                                              А.С.Пушкина

Как относился А.С. Пушкин к музыке, каковы были его личные музыкальные впечатления и в какой мере воспринимались им музыкальные явления его времени? А.С. Пушкин не был специалистом-музыкантом: он не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но всё это совершенно не исключает его музыкальной одарённости и постоянного, живого и искреннего внимания к музыке, проникновения в её сущность.

Во второй половине XIX века упорно господствовало мнение, что А.С. Пушкин был, будто бы, равнодушен к музыкальному искусству. Некоторые исследователи касались в своих работах тех немногих моментов соприкосновения А.С.  Пушкина с музыкой и музыкантами - преимущественно мимолётных встреч с М.И. Глинкой - и почти неизменно добавляли: "Едва ли Пушкин был близок к музыкальному миру своего времени..." это ошибочное мнение сохранялось в течение долгого времени. А, между тем, многие исторические данные вполне последовательно приводят нас к ясному выводу о наличии у поэта разновременных, но близких связей с виднейшими русскими музыкантами его эпохи; о достаточно частых соприкосновениях с явлениями музыкального мира.

Однако, ряд исследователей-пушкинистов дают нам материал, вполне подтверждающий мысль, что А.С. Пушкин был не простым, а особо одарённым любителем музыки, близко подходившим к самым различным явлениям музыкальной жизни - от итальянской оперы до Моцарта, от русских композиторов его эпохи и молодого Глинки до русской народной песни, в особенности с необычайной впечатлительностью откликавшимся на всё новое и прогрессивное в музыкальном искусстве.

Принимая во внимание, что детские музыкальные впечатления А.С. Пушкина - русская народная песня, - мы с иным чувством воспринимаем стихотворение 1821 года " Наперстница волшебной старины. друг вымыслов игривых и печальных", где А.С. Пушкин поэтически свободно объединяя образ няни с обобщающим образом музы, вспоминает свою няню Арину Родионовну:

     ...в вечерней тишине

     Являлась ты весёлою старушкой,

     И надо мной сидела в шушуне,

     В больших очках и с резвою гремушкой.

     Ты, детскую качая колыбель,

     Мой юный слух напевами пленила,

     И меж пелён оставила свирель,

     Которую сама заворожила.

Какое это было пение - мы не знаем, о нём не сохранилось сведений. Но о том, что оно отвечало потребностям поэта к звуковому воплощению поэтического текста, свидетельствует его обращение к няне через много лет. уже во время ссылки в селе Михайловское ( стихотворение "Зимний вечер").

Детские, долицейские годы жизни А.С. Пушкина дают нам немало фактов и предположений о ярких музыкальных впечатлениях поэта. Общеизвестны его первые упоминания о музыке в стихотворении 1814 года "К сестре";

     О, как тебя застану,

     Любезная сестра!

     Чем сердце занимаешь

     Вечернею порой?

     Жан-Жака ли читаешь,

     Жанлис ли пред тобой?

     .......................................

     Иль звучным фортепьяно,

     Под белою рукой

     Моцарта оживляешь?

     Иль тоны повторяешь

     Пуччини и Рамо?

Лицейская жизнь вносит некоторое оживление в область музыкальных интересов А.С. Пушкина. Песня и музыка - это, по словам одного из его товарищей - "почти единственное удовольствие" - стали в жизни лицеистов самостоятельным художественным интересом, иногда даже оспаривающим у увлечений литературой первое место. Среди одноклассников А.С. Пушкина выделялись два талантливых композитора - Н.А. Корсаков и М.Л. Яковлев, произведения которых уже тогда стали популярными и исполнялись даже за пределами лицея.

С песней и музыкой мы встречаемся в других лицейских стихотворениях поэта - "Пирующие студенты", "К Батюшкову". Музыкальные воспоминания Пушкина приведены им впоследствии и в новелле "Метель".

Петербуржский период жизни поэта тоже полон ярких музыкальных и театральных впечатлений. Он, в частности, слушал игру знаменитого пианиста Джона Фильда, бывшего тогда в полном расцвете своего таланта. На вечерах в петербуржских гостиных исполнялись арии и романсы, завязывались знакомства А.С. Пушкина с известными представителями музыкального мира - Верстовским, Алябьевым, Улыбышевым и др.

Хорошо известно письмо из Одессы брату Льву в 1824 году: "...итальянская опера напомнила мне старину и, ей-богу, обновила мою душу".

Некоторые исследователи утверждают, что именно в Одессе Пушкин полюбил оперную музыку Моцарта, Россини, Паэзиелло. Интерес к пению становился всё серьёзнее и глубже. В последствии он даже записал несколько десятков народных песен. Цыганским пением А.С. Пушкин увлекался ещё до своей женитьбы.

Позже, в Москве Пушкин встречался с М.И. Глинкой. Глинка писал в своих знаменитых "Записках": "Пушкин был на первом представлении "Ивана Сусанина". Не только был, но и участвовал в составлении песни - канона, восхваляющего Глинку.Есть сведения, что Глинка присутствовал на одном из первых чтений "Бориса Годунова".

В 1828 году поэт написал в альбом М. Шимановского ставший впоследствии знаменитым стих:

                 "...Из наслаждений жизни одной любви

                  Музыка уступает, но и любовь - мелодия..."

Стихи А.С. Пушкина получают наибольшую популярность - при жизни поэта - начиная с середины 20-х годов XIX века. Они кладутся на музыку, входят в музыкальный обиход любителей, довольно быстро получают широкое распространение. Поэзия в представлении А.С. Пушкина неизменно связана с музыкой, прежде всего с музыкой природы. Русская же песня входит в большинство поэм А.С. Пушкина, в его драматические произведения.

      Романсы на стихи Пушкина

К середине 20-х годов XIX века поэзия А.С. Пушкина, как было уже сказано, получила своё воплощение в вокальных произведениях. Распространение её в музыкальной форме шло по двум направлениям: одно из них - передача преимущественно устная, через, так называемые, песенники. Этот интересный факт включения пушкинской лирики в круг городских песен, широко распространявшихся в дешёвых изданиях, ещё мало исследован. Ноты к такого рода изданиям обычно не прилагались.

Однако, по некоторым данным можно установить, что напевы, передаваемые исполнителями по песенникам, имели самостоятельное происхождение и вначале далеко не всегда совпадали с романсовой литературой. создаваемой композиторами - современниками Пушкина. Некоторые исключения. такие как "Талисман" Н.С. Титова или "Старый муж" Гурилёва, должны быть отнесены к более поздним годам.

Русские композиторы создали при жизни поэта на протяжении почти пятнадцати лет (начиная с 1823 года) более 70 романсов на тексты лирических стихотворений А.С. Пушкина. Большинство этих произведений принадлежит популярным в то время композиторам во главе с Верстовским: Алябьеву, Титову, молодому Глинке. Преимущественное признание у первых музыкальных интерпритаторов пушкинской лирики получает то, что может быть передано в куплетной форме, что носит песенный характер.

Уже при жизни поэта на текст его песни " Старый муж" были написаны романсы композиторами Верстовским, Гурилёвым и Ганнибалом (дядей поэта). На слова "Татарской песни" ("Дарует небо человеку") - романсы Одоевского, Титова. Стихотворение "Не пой, красавица, при мне" уже в те годы нашло воплощение в романсах Глинки, Титова, Гедике; стихотворение "Два ворона" ( "Шотландская песня") было положено на музыку Верстовским и Алябьевым; "Певец" - Верстовским и Титовым; "Я помню чудное мгновенье" - Н.А. Мельгуновым и, позже, - М.И. Глинкой.

Один из первых романсов на стихи А.С. Пушкина "Чёрная шаль" Верстовского с огромным успехом был интерпретирован в театральной обстановке при участии любимого в те годы певца Булахова. В письме одного из современников А.С. Пушкина А.Я. Булахова мы встречаем подробное описание такого исполнения. Оно относится к 1823 году и, следовательно, происходит в отсутствие поэта.

Некоторые стихотворения А.С. Пушкина выходят в свет вместе с музыкой, разумеется. с разрешения автора. Так, стихотворение "Слеза" было напечатано в виде нотного приложения к альманаху " Мнемозина" в 1825 году. Автор романса М.Л. Яковлев, лицейский товарищ Пушкина (при жизни поэта, кроме названного романса, М.Л. Яковлевым была написана музыка к стихотворению "Зимний вечер"). Таким же образом (как текст в романсе) было опубликовано стихотворение "Я здесь, Инезилья" на музыку Глинки в 1834 году. Любопытно отметить, что стихотворение "Я помню чудное мгновенье", положенное на музыку при жизни А.С. Пушкина двумя композиторами - Н.С. Титовым и Н.А. Мельгуновым, после появления глинковского романса на те же стихи в 1939 году было вновь использовано лишь двумя - тремя. совершенно незначительными композиторами.

К направлению с налётом декоративности принадлежит романс "К живописцу" лицейского товарища А.С. Пушкина Н.А. Корсакова. положившего, кроме того, на музыку стихотворения "О, Делия драгая" и "Вчера мне Маша приказала". Особенного внимания заслуживают композиторы Алябьев, Верстовский и Глинка. В песенном творчестве Алябьева есть черты. раскрывающие его большое композиторское дарование: мелодическая гибкость, разнообразие тематики, гармоническая свежесть - всё это выдаёт его среди других современников. На стихи А.С. Пушкина им написаны романсы "Два ворона", "Зимняя дорога", "Саша, Саша, я страдаю безотрадною тоской". Эти три романса принадлежат к лучшим образцам вокального творчества того времени.

Верстовским на слова А.С. Пушкина написано семь романсов: "Чёрная шаль", "Старый муж", "Ночной зефир", "Певец", "Два ворона", "Казак", "Ложится в поле мрак ночной". Популярности романса  "Чёрная шаль" способствовали заложенное в нём драматическое напряжение, стремление к изобретательности, пафос. Популярность этого произведения была столь значительна, что романс был переведён на французский и итальянский языки. Лучшим, быть может, произведением Верстовского во всём его романсовом творчестве, стал романс "Старый муж". Дикая энергия, подлинная страсть переданы здесь необычайно выразительно. В характере музыки чувствуется непосредственное влияние таборного цыганского творчества 20-х годов XIX века.

К сожалению, при жизни А.С. Пушкина М.И. Глинка почти не писал музыки на его тексты. Стихотворение "Не пой, красавица, при мне" А.С. Пушкин сочинил на данную мелодию - пример сочинения поэтом стихотворения под влиянием музыкального впечатления. В "Записках" Глинки читаем следующее: "Провёл около целого дня с Грибоедовым, с автором комедии "Горе от ума". Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре поэт А.С. Пушкин написал романс "Не пой, красавица, при мне". На рукописи романса Глинки сохранилась надпись: Национальная эта грузинская мелодия сообщена М.И. Глинке от А.С. Грибоедова". Другим романсом, написанным Глинкой при жизни А.С. Пушкина, был романс "Я здесь, Инезилья", напечатанный впервые в 1934 году.

Романсы А. Даргомыжского на стихи А.С. Пушкина общеизвестны: "Ночной зефир", "Я Вас любил", Юноша и дева", "Вертоград" и др. По сравнению с М. И.  Глинкой, музыка Даргомыжского отличается большей драматичностью и декламационностью.  Например. "Ночной зефир" - не столько лирический, как у Глинки, романс, сколько поэтическая сцена. Иные средства музыкальной выразительности применяет Даргомыжский в романсе "Я Вас любил": это романс - раздумье.

Элегически-напевная мелодия полна душевной красоты, благородства и выражает сдержанную скорбь. Мелодия сочетает в себе и широкие напевные интонации, и элементы декламационности; паузы как бы "разрывают" широкие фразы на отдельные реплики. Эти приёмы приближают музыку к разговорной речи и придают ей характер монолога, полного глубоких. сосредоточенных размышлений.

Большую художественную ценность представляют романсы на стихи А.С. Пушкина Ц.И. Кюи. Их характеризуют черты, типичные для всего творчества композитора - искренность лирического чувства, душевная открытость, простота выражения, глубокие связи с русской народной песней и бытовым романсом. Во всём романсовом наследии композитора выделяются романсы "Сожжённое письмо" и "Царскосельская статуя" на стихи А. С. Пушкина.

Романсовое творчество на стихи А.С. Пушкина достаточно обширно представлено в композиторском наследии Н.А. Римского-Корсакова. На его стихи композитором написано одиннадцать романсов. Самыми популярными из них являются: "Редеет облаков летучая гряда", "На холмах Грузии", "Не пой, красавица, при мне", "Что в имени тебе моём", "Анчар - древо смерти", "Пророк", "Поэт", "Эхо".

Музыкальный язык этих романсов отличается яркой выразительностью мелодического рисунка, красочностью гармонического движения и оригинальностью штриховой драматургии. Например, романс "Анчар - древо смерти" с первых же строк представляет нам зловещее и страшное "древо яда". Римский-Корсаков, наряду с А. С. Пушкиным, является замечательным мастером звукописи. Правда главная мысль произведения - трагизм социального неравенства людей - представлена сюжетно в стихотворении и романсе по-разному. Скупыми средствами и с большим мастерством Римский-Корсаков музыкальными средствами выразил трагический смысл повествования.

Многие русские композиторы оставили нам богатейшее наследие - удивительные образцы камерного вокального творчества. Высокое искусство русского классического романса, соединённое с золотой россыпью пушкинской неповторимой лирики, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется. что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали именно этого филигранного музыкального воплощения, духовного соответствия гения и волшебства музыки, какое мы видим в романсах Глинки, Римского-Корсакова, Алябьева и др.

Совершенство формы и тонкость понимания пушкинских текстов, психологический подтекст подарок стих кто написал фортепианной партии - всё это позволяет глубже и ярче понять творчество великого поэта, равно как и ощутить особенности музыкального стиля каждого композитора.

    Романсы на стихи А.С. Пушкина

М.И. Глинка "Я помню чудное мгновенье"

Римский-Корсаков "Гречанке"

Римский-Корсаков "Для берегов отчизны дальной"

Римский-Корсаков "Медлительно влекутся дни мои"

Римский-Корсаков "Пророк"

Римский-Корсаков "Эхо"

Римский-Корсаков "Ненастный день потух"

Римский-Корсаков "Редеет облаков летучая гряда"

Римский-Корсаков "Мой голос для тебя"

Римский-Корсаков "Заклинание"

Римский-Корсаков "Сомнение"

П.И Чайковский "Песнь Земфиры"

П.И. Чайковский "Соловей"

Римский-Корсаков "Пророк"

Рубинштейн "Узник"

 

 

 

 

 


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Стихи о дружбе Самые красивые и душевные стихи о дружбе С днем рождения юра путин

Подарок стих кто написал Подарок стих кто написал Подарок стих кто написал Подарок стих кто написал Подарок стих кто написал Подарок стих кто написал Подарок стих кто написал

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ