Престольные праздники что это такое

Закрыть ... [X]

Один или несколько раз в году ка­ждый православный храм, каждый приход отмечает свой престольный праздник. Иначе он называется хра­мовым праздником или просто пре­столом.

В  христианской  церкви  установи­лась традиция каждый храм  посвя­щать какому-то определенному свя­тому, празднику или событию  цер­ковной жизни. Эта традиция   берет начало еще с дохристианских   вре­мен. Известно, что праздники в древних религи­ях существовали   храмы,  посвящен­ные   тому   или иному божеству. В них   стояли   идолы,   статуи   богов, перед   которыми   совершались  все­возможные   моления,   жертвоприно­шения.

Когда возникло христианство, пер­вые приверженцы этой религии, не­смотря на веру в «духовность», «вез-деприсутствие» бога, стали молиться всевышнему не где попало, а в спе­циальных местах, которые вскоре превратились в храмы. История сви­детельствует, что одним из мест, где первые христиане собирались на бо­гослужения, были катакомбы, гроб­ницы христианских мучеников. Пос­тепенно эти катакомбы были названы именами мучеников.

После того как христианство в Римской империи стало официальной религией, началось бурное строи­тельство храмов. Их количество ста­ло значительно превышать число му­чеников. Поэтому литургии начали совершаться и на гробницах других святых: апостолов, святителей, пре­подобных, юродивых. Но их тоже не хватало. Тогда начали совершать службы не на гробницах, а на пре­столах. Престолом обычно называют квадратный стол, который стоит в центре алтаря напротив так называе­мых царских врат. По учению церк­ви, престол - самое священное мес­то в храме: на нем будто бы неви­димо присутствует сам бог. Под пре­столом в особом ящике помещают­ся уже не целиком мощи святого, а их частица. Обычно храм назывался именем того святого, мощи которо­го находятся под престолом. Но с течением времени появилась иная практика: церкви стали посвящаться не только святым, но и самому богу, богородице, различным иконам, праздникам и даже событи­ям церковной жизни. И тот день, ко­гда церковь отмечает праздник или память бога, святого, богородицы или иконы, в честь которых постро­ен храм, считается престольным или храмовым праздником. Это, если так можно выразиться, именины храма.

В православном церковном кален­даре имеются праздники, которые отмечаются не один, а несколько раз в году. Так, например, николин день отмечается дважды: 19 декаб­ря и 22 мая (н. ст.), а некоторые иконы даже трижды и четырежды в год (Иверская - трижды, Знамение - четыре раза в год). Следовательно, и церкви, престолы которых посвя­щены святому Николаю или иконе Иверской божьей матери, отмечают установленные в их честь праздни­ки несколько раз в году.

В ряде храмов имеются так назы­ваемые приделы, т. е. пристройки под одной общей с храмом крышей, каждая из которых имеет свой ал­тарь, а следовательно, и свой пре­стольный праздник. К примеру, в московском Богоявленском патриар­шем соборе три алтаря: главный и два придела. Таким образом, в од­ной и той же церкви ежегодно быва­ет несколько престольных праздни­ков.

Но храмы посвящаются далеко не всем праздникам и святым. Нигде не встречается, скажем, храм, где пре­столом была бы пасха, очень мало храмов в честь рождества, троицы и других больших праздников. Поче­му! Потому, что в эти дни церковни­ки и без того пожинают обильную жатву.

Надо сказать, что в России суще­ствовали традиционные престольные праздники. Так, в главных, стольных русских городах и крупнейших мона­стырях соборы, как правило, были успенские (московский Успенский со­бор в Кремле, владимирский Успен­ский собор, виленский Успенский со­бор, Успенские соборы в Троице-Сергиевской, Киево-Печерской и Почаевской лаврах). Очень много было Никольских, ильинских храмов. В дореволюционной России многие толстосумы, жертвуя деньги на строительство храма, стремились тем самым увековечить свое имя. Храм посвящался тому святому, имя кото­рого носил толстосум.

Престольные праздники приносят очень большой вред, в первую оче­редь это вред идеологический. Они привлекают немало народу. И цер­ковники пользуются случаем, чтобы усилить свои проповеди о бренности земного существования, о загробном мире и т. п. Пышностью, нарочитой торжественностью и театральностью, церковные службы в дни престоль­ных праздников производят сильное эмоциональное воздействие. Они служат одним из средств духовного одурманивания верующих.

Престольные праздники приносят обильный доход церковникам и яв­ляются днями, когда весьма усердно в разных формах проповедуется мысль о том, что «рука дающего не оскудеет, а берущего не отсохнет». В то же время они наносят большой ущерб народному хозяйству страны. Ведь сплошь и рядом эти праздники выпадают на страдную пору, когда, по меткому народному определе­нию, «день год кормит». И вот в эти дни немало колхозников бросает ра­боту в полях и по нескольку дней кряду празднует. Факты говорят о том, что материальный ущерб от этих праздников исчисляется сотнями ты­сяч рублей. Вот почему насущной задачей пропагандистов атеизма яв­ляется разъяснение истинной сущно­сти престольных праздников, кото­рые наносят большой вред нашим людям, нашему государству.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Сельские престольные праздники. Традиции и современность Оригинальный подарок на свадьбу из шаров

Престольные праздники что это такое Престольные праздники что это такое Престольные праздники что это такое Престольные праздники что это такое Престольные праздники что это такое Престольные праздники что это такое Престольные праздники что это такое

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ