Сценарий круглого стола в доу

Закрыть ... [X]

Анжелла Шепенева
Конспект круглого стола «Развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации у дошкольников»

Тема: Развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации у дошкольников.

Цель:

Способствовать личностному и профессиональному росту педагогов учреждения.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к решению проблем развития интереса, любознательности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста

2. Взаимное обогащение педагогических знаний о любознательности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста

3. Содействовать стрессоустойчивости педагогов, снять эмоциональное напряжение.

4. Поддержать атмосферу заинтересованности, поиска творческих решений педагогических проблем.

Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация, тексты педагогических ситуаций.

Ход.

1. Деление на подгруппы методом «Цепочка»: 2 лидера выбирают по очереди себе членов команды. Начинают выбирать по жребию.

2. Вступительное слово заместителя заведующего по ВМР.

(Слайд 1) Любой человек находится в постоянном процессе познания мира: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других людей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами сценарий круглого стола в доу по себе, а в активной познавательной деятельности.

(Слайд 2) Дошкольное детство - период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

(Слайд 3) Это также период развития творчества. Ребёнок осваивает речь, у него появляется воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления,

подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально-потребностной сферы. Центральное новообразование этого возраста - развитие внутренней позиции и самосознания.

(Слайд 4) Проблема познавательной деятельности детей этого возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.

(Слайд 5) Обучающая деятельность педагога в дошкольном учреждении должна быть направлена на формирования у ребёнка потребностей получения новых знаний и новой информации. По мнению А. И. Савенкова, интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые функции процесса обучения: (Слайд 6) информационную, развивающую и воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором становления личности.

(Слайд 7) Развитие познавательного интереса во многом зависит от того, насколько ребёнок вовлекается в творческий исследовательский поиск. Огромное значение для этого процесса имеет грамотно построенная деятельность.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. (Слайд 8)

3. Определение понятий: любознательность, интерес, мотив, мотивация, познавательная мотивация.

У каждой команды - набор карточек, на которых напечатаны выражения, раскрывающие то или иное понятие, без его определения. На мультимедийном экране появляется определение, каждая команда должна подобрать к этому определению карточку.

• Это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательными, связанными с неудовлетворённостью в настоящем положении. (МОТИВ)

• Побудительная причина, повод к какому-либо действию. (МОТИВ)

• Стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. (ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ).

• Внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности (ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ).

• Эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности характеризующееся побудительностью этой деятельности (ИНТЕРЕС).

• Положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте, повышенным вниманием к нему (ИНТЕРЕС).

• Это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность (МОТИВАЦИЯ).

• Это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности (МОТИВАЦИЯ).

• Это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность (МОТИВАЦИЯ).

• Внутренняя и самодостаточная направленность человека на познание нового, и получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ)

• Система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ).

4. Сбор и анализ информации.

Команды получают по одной теме, которую необходимо раскрыть и представить её развитие в условиях учреждения.

Темы:

1. Формы и виды детской деятельности, методы и приёмы педагогической деятельности, которые в большей мере способствуют развитию познавательной активности дошкольников.

2. Факторы, способствующие и тормозящие развитие познавательной активности дошкольников.

Факторы, способствующие развитию познавательной активности дошкольников:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Оценка взрослого должна относиться не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Взрослому необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

5. Решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1.

Когда Пете было 3 года, ему нравилось рисовать. Он выводил замысловатые, непонятные взрослому фигурки, но в то время интерес мальчика к рисованию не был поддержан взрослыми. Сейчас Пете 6 лет. Он посещает старшую группу детского сада, в которую пришел новый воспитатель, уделяющий много времени рисованию.

Несмотря на тактичный подход воспитателя, Петя понял, что его рисунки самые плохие в группе, он попытался рисовать лучше, но у него ничего не получалось. В результате мальчик стал избегать занятий вообще. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и пр.) в данной ситуации и почему?

Ситуация 2.

Мальчик, 7 лет.

С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и пр.) в данной ситуации и почему?

Ситуация 3.

Один из детей задает вопрос, на который вы не знаете ответа (не считаете возможным дать ответ). Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и пр.) в данной ситуации и почему?

Ситуация 4.

На занятии один из детей не желает слушать воспитателя, выполнять предложенное задание. При попытке привлечь ребенка к выполнению работы педагог получает ответ: «Я пришел поиграть с друзьями». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и пр.) в данной ситуации и почему?

Ситуация 5.

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он «получает за это деньги». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и пр.) в данной ситуации и почему?

Ситуация 6.

Коля (4 года 6 мес.) в детском саду, сталкиваясь даже с небольшими затруднениями, теряется и плачет. Если у него нет стульчика, он говорит: «А мне негде сидеть», — и ждет, когда стульчик подадут. Если не может застегнуть сандалии и завязать шнурки, то протягивает ноги и просит помощи. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и пр.) в данной ситуации и почему?

6. Рекомендации по теме «Круглого стола» для родителей и педагогов


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в 23 февраля открытки с собаками

Сценарий круглого стола в доу Сценарий круглого стола в доу Сценарий круглого стола в доу Сценарий круглого стола в доу Сценарий круглого стола в доу Сценарий круглого стола в доу Сценарий круглого стола в доу Сценарий круглого стола в доу Сценарий круглого стола в доу

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ