Солнечные праздники

Закрыть ... [X]

Малюнки дітиВ нашей стране солнечные праздники народное образование поднимается на качественно новую ступень.

С этой целью пересматриваются и перерабатываются планы, создаются новые программы и методические пособия.


Значительные изменения произошли в программе курса ритмики. Музыкальному руководителю приходится решать  задачи эстетического, нравственного воспитания  детей средствами музыки, и, Вместе с тем, уделять большое  внимание  вопросам физического развития, добиваться слаженности в движениях детей.

    Кроме игр, плясок в музыкальные занятия включается большое количество  общеразвивающих  упражнений с предметами, Флажки, ленты, султанчики…),  упражнения в ходьбе, беге,  прыжках, различные перестроения. Все это помогает совершенствовать движения детей, развивает внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

    Однако, опыт показывает, что добиться положительных результатов  музыкальный руководитель может, если будет хорошо ориентироваться в программных требованиях для каждой возрастной группы не только по музыкальному развитию детей, но и по физкультуре, и будет работать в тесном контакте с воспитателями.

В своей работе я часто сталкивалась с тем, что требования воспитателя и музыкального руководителя к движениям, выполняемым детьми, различны. Так, музыкальный руководитель добивается, чтобы дети ходили свободным, естественным шагом под марш. Дети часто путают это с маршем на физкультурных занятиях (т.е. Шагать, высоко поднимая колени и размахивать руками).

И в выполнении некоторых ритмических движений есть разногласия, на пример: поскок на физкультурных занятиях выполняется нечетко, с быстрым продвижением вперед. На музыкальных занятиях  требуется при маленьком шаге высокий подъем колена, четкий ритм  и темп движений, соответствующий характеру музыки.

Такое разногласие в требованиях побудило меня больше уделять внимания ритмическим движениям.

  • Почему ритмика, а не хореография? – спросите вы.

Ритмика и Хореография – два самостоятельных предмета, их объединяет двигательная основа и взаимосвязь с музыкой. Однако путать эти предметы не следует: каждый из них имеет самостоятельное значение и отличается специфическими особенностями.

Хореография  связана с искусством танца во всех ее разновидностях  (изучаются основы народного и бального танца  по определенной системе, проводятся тренировочные упражнения классической системы у станка).

В Ритмике используются движения из области физкультуры, из области сюжетно-образной драматургии, а также отдельные танцевальные элементы, разучиваются несложные детские танцы.

Для детей дошкольного возраста хореография тяжела для восприятия и исполнения. Ритмика основана на уже знакомых и доступных детям движениях.

Основные программные задачи ритмики – формировать у детей восприятие музыкальных образов и выражать их в музыке!

Музыкально – ритмические движения это средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, формирования чувства ритма. Условно  музыкально – ритмическая деятельность делится на две группы:

1. Восприятие музыки.

2. Воспроизведение ее выразительных свойств  в  движении.

Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки в комплексе всех ее средств. Дети прослеживают развитие музыкальных  образов, знакомятся со структурой развития произведения, ее характером, настроением. Постепенно их восприятие становится все более точным, отчетливым, и они уже выделяют в сознании некоторые яркие  средства выразительности музыки: регистры, динамические оттенки, темповые нюансы, акценты, метрические, повторяющиеся рисунки. Дети воспринимают структуру произведения: его мотивы, фразы, предложения.

Вторая группа действий направлена на освоение навыков разнообразного движения. Эти праздники движения облекаются в форму музыкальных игр, хороводов, танцев. Их черпают из разных источников: из области физкультуры (ходьба, бег разного характера, прыжки, поскоки …), из сюжетной драматургии (инсценирование музыкально-игровых образов, развертывание сюжета песни или танца, в основном элементов народного танца, частично отдельных движений современного  и  бального танца ).

Основные требования к качеству движений – это слитность с музыкой. Чем качественнее эта слитность, тем точнее движения, тем они ярче и выразительнее.

Музыкально-ритмические движения – один из самых любимых видов музыкальной деятельности ребенка. Можно назвать еще одну исполнительскую деятельность – игру на музыкальных и шумовых инструментах.

У детей помимо певческого голоса и музыкально-ритмических движений появилась еще одна возможность практического выражения музыкальных переживаний. Дети испытывают  большое удовольствие от собственного музицирования.

Действия при игре на инструментах разнообразны: прежде всего, дошкольники знакомятся с инструментами, с тембром их звучания и расположением низких и высоких звуков, обучаются приемам игры.

Действия детей могут быть Воспроизводящими и Творческими.  В первом случае дети точно исполняют мелодию или ритм попевки, песни, фортепианной пьесы. Во втором случае –  они подбирают по слуху и играют  на шумовых инструментах свой вариант аккомпонимента к песне или танцу.

Важно, чтобы каждый ребенок умел хорошо обращаться с инструментом, неоднократно  обследовал и упражнялся бы в игре по собственной инициативе. Игра на музыкальных инструментах часто сопровождает пение.

В результате – чтобы  развить музыкально-ритмический слух необходимо охватить все разделы музыкального развития дошкольника, но главный акцент в работе я ставлю на развитие чувства ритма через пластику движения, основанные на переживании музыкального образа.

Я организовала  кружок музыкально-ритмического развития. Начала работать с детьми старшей группы и опиралась  на уже знакомые программы:

  • А.Буренина « Ритмическая мозаика»
  • Васильева М.А. « Программа музыкального  воспитания и обучения»
  • БекинаВ.И.    « Музыка и движение»
  • Дубровская Е.А. « Раз ступенька, два ступенька» (раздел программы  «Из детства в отрочество»)

Я  предлагала детям более усложненный вариант музыкально-ритмического развития, чем требуется по программе  данного возраста, и, в то же время, обращала внимание на эмоциональную отзывчивость детей на пьесу, игру…

Чем же понравились мне эти программы?

1. Представленный репертуар доступен детям в эмоциональном и ритмическом  восприятии.

2. Музыкальное сопровождение разработано с учетом способностей детей от простого к сложному: от детских песен к симфоническим произведениям  композиторов-классиков.

3. Основу для ритмических композиций составляют простые, но, вместе с тем, разнообразные движения: имитационные, танцевальные, общеразвивающие. Они позволяют выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.

4. Особенность программы – это акцентирование внимания не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, (т.е. формированию двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются основой движения под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность.

Другими словами, программа является МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ  ПСИХОТРЕНИНГОМ!  Для детей и педагогов, развивающая внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленная также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации  в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Автор: Неверова Ирина Владиславовна, музыкальный руководитель ГБОУ СОШ №16 СПДС «Красная Шапочка» г. Жигулевск, г.о. Жигулевск, Самарская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Солнечные батареи и панели с накопителями энергии (Powerbank) Стихи с поздравлением дня рождения внука

Солнечные праздники Солнечные праздники Солнечные праздники Солнечные праздники Солнечные праздники Солнечные праздники Солнечные праздники

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ